Мэрфи (mjurphy) wrote,
Мэрфи
mjurphy

Categories:

"Грозовой перевал"

Итак, осилив 4 книги "Сумерек" Стефани Майерс, я взялся читать "Грозовой перевал" Эмили Бронте (это был первый шок, кстати - всегда думал, что Шарлотта написала). Ну, потому что эта книга в Сумерках упоминалась постоянно, и для полноценного анализа нужно было ознакомиться с классиками. Про "Сумерки" я еще напишу, но главное, что я почувствовал, взявшись после них за ГП - Эмили написала настоящую книгу. Хороший язык у автора и у персонажей, выпуклые характеры, затейливый сюжет. Довольно симпатично исполнен прием "история в истории" - повествование начинается от лица некого хлыща по фамилии Локвуд, он слегка знакомится с актуальным срезом ситуации в глуши, куда приехал отдохнуть, а потом слово надолго передается Элейн Дин - ключнице в годах. Она, впрочем, по ходу тоже иногда от первого лица цитирует других персонажей. Но это все скорее украшает, чем путает.
Вообще, подача истории устами Элейн Дин местами напоминает "Тысячу и одну ночь", но сильно эта тема не форсится.
Гораздо больше в этой истории сходства с "Красавицей и чудовищем". Начинается все с того, что отец семейства отправляется в Ливерпуль и спрашивает у детей, что бы им принести. Сын просит скрипку, дочь просит хлыстик для езды верхом. Отец довольно долго отсутствует, а возвращается с каким-то цыганским отродьем. Скрипка и хлыстик при себе, но за время пути (и переноски сироты) поломались к чертовой матери. Нового мальчика назвали Хитклиффом и приютили. Этот хороший, казалось бы, поступок начал черную главу в жизни этого рода (Эрншо) и соседнего (Линтоны). Так сказать, а потом мы поняли, что это не ежик, а какая-то херотень. Как говорит автор: "это только мальчик, но по его наглой улыбке сразу видно мерзавца"
В Красавице и Чудовище мы видим заколдованного принца, который только выглядит чудовищем, а на самом деле добр и хорош, и исцеляется любовью. Тут чудовищем выглядит чудовище, и все попытки исцелить его любовью он цинично использует ради своей мести. Хитклиффа старший сын (Хиндли) действительно гнобил помаленьку. А дочь, с которой он дружил и в которую был влюблен, вышла замуж за соседнего мальчика - Эдгара Линтона. Так Хитклифф (и до того странный) и набрался яду и ненависти для смертельной мести обоим родам.
Тут происходит первый рояль. Хитклифф куда-то сбегает, а возвращается оттуда крепким, сильным, богатым, а главное - устойчивым к выпивке и сильно везучим в карты. За счет последних двух качеств он мало-помалу выигрывает все имение у Хиндли Эртона (своего бывшего мучителя). Тишь, глушь, даже церковь сломана - чем еще в деревне заниматься.
Дальше по сюжету я идти не буду, но в целом у Хитклиффа все получается. Всех бьет, разоряет, унижает. Однако уж такой он противный, что никакой радости мы за него не испытываем (совсем не Монте-Кристо). Вообще, с симпатичными персонажами в романе какая-то беда. Все глупые, вздорные, истеричные, изнеженные - причем чаще всего сразу несколько качеств. Но внимание сюжет захватывает и удерживает. Ближе к концу я поймал себя на мысли "а вдруг в этот раз выплывет" - хотя с самого начала книги мы знаем, к чему пришел сюжет, однако хотелось верить в лучшее. Но фиг. Сам Хитклифф пышет привычной злобностью, однако как бы немножко грустит - очень этим напоминая Рейстлина в альтернативном будущем, где он всех победил.
Тут Локвуд, которому снова дали слово, решает покинуть этот омут, и право слово - когда он шел к Хитклиффу прощаться (ну и посмотреть заново на этот террариум, теперь уже сквозь призму всей этой истории) - я за него боялся. С Хитклиффа сталось бы принести его в жертву (помните - последние кадры в "От заката до рассвета").
И тут вдруг случается второй рояль. Первый хотя бы был нужен для ускоренного нагнетания, а второй исключительно для чудесного спасения. Ни за что, ничьими заслугами - Хитклифф вдруг начинает сильно галлюционировать (хотя рассказывает, что всю дорогу так мучился - скучая по своей погибшей возлюбленной), ну и там заканчивается. И сразу все такие мирные, добрые, хорошие. В общем, мы за них рады, но выглядит неестественно. Возможно, редактор заставил подшить хэппи-энд.
Однако если бы я писал сочинение по этому роману, то писал бы его не про одного из этих Буэндиа, а вовсе даже про Элейн Дин. Казалось бы, скромную рассказчицу. В ее исполнении вся эта история называется "ох уж эти дети". И действительно - она взрастила большую часть действующих лиц, она всех их за что-то шпыняла и местами поддерживала, именно она временами передавала, а временами не передавала какие-то послания - и надо сказать - я думаю, что это она во многом виновата. Сама себя она оправдывает, но реально она та сила, что вечно хочет блага, а совершает зло.

И вот еще что - дольше всех в романе живут те, кто занимается физическим трудом. А изнеженные господа, сидящие у камина и читающие книжки, мрут один за другим. Это, видимо, и есть главная мораль книги.
Tags: leonard_review, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments